| 7 августа 2014
"Завтрак у Тиффани" для Лилии Виноградовой
Подробнее »
Вероятно, многие смотрели фильм «Завтрак у Тиффани», но мало кто знает имя автора повести, которая легла в основу фильма. Это американский писатель-драматург Трумен Капоте. Помимо прозы он писал замечательные стихи, которые, как это ни странно, до сей поры еще никто не переводил на русский и многие другие языки. Недавно друг Лилии Виноградовой – Денис Захаров рассказал ей об этом и подарил сборник стихов Трумена Капоте в оригинале на английском языке. Прочтя его, она не могла не восхититься. Имея фундаментальное филологическое образование, Лилия решила сделать перевод сборника на три языка – русский, итальянский и французский, о чем и сообщила своему издателю. Тот идею поддержал и теперь поэтессе предстоит сложная, но очень интересная творческая работа, результат которой мы, вероятно, сможем увидеть уже в следующем году. Надо также отметить, что это будет полный эксклюзив.
11 июля 2014
История длиною в жизнь!
Подробнее »
История каждой семьи уникальна, но есть истории, достойные того, чтобы их знали не только члены семьи и близкие люди, но и более широкий круг читателей. Среди друзей Лилии Виноградовой есть такая семья с интереснейшей историей. Жизненный путь членов этой семьи складывался непросто, порой трагично, но они смогли противостоять всем невзгодам. И вот однажды, когда Лилия гостила у них в доме, решила, что это достойно того, чтобы стать книгой. Она провела много часов за беседами с хозяйкой дома. После целый год кропотливо обрабатывала интервью, которые легли в основу книги, а потом, когда все уже было, казалось, готово к печати, решила ее переписать. Сейчас работа в самом разгаре, но возможно, читатели смогут насладиться этой книгой уже до конца 2014 года!
1 июня 2014
NoeL - "L'onesta"
Подробнее »
Эта история началась зимой, когда композитор Брендон Стоун рассказал Лилии Виноградовой о контр-теноре по имени NoeL. Он показал музыку к песне, которую написал для певца и попросил Лилию написать стихи к песне на итальянском и русском языках. В результате этого талантливого творческого союза родилась “L’onesta”. Позже песню записали и сняли клип на нее. Что из этого получилось, можно посмотреть тут: http://youtu.be/fg9GGbE_BOs
10 апреля 2014
Презентация клипа Брендона Стоуна «Тебе одной»
Подробнее »
3 апреля в BlackBerry Cafe состоялся концерт-презентация клипа Брендона Стоуна на песню "Тебе одной".
Brandon Stone & band представили программу, состоящую как из уже хорошо знакомых российскому зрителю песен, так и совершенно новых, еще не известных широкой публике. В концерте приняли участие Ирина Дубцова, Сати Казанова, участники взрослой и детской «Новой волны» с песнями виновника торжества. Один из специальных гостей - контр-тенор NoeL, исполнил песню на стихи Лилии Виноградовой, которая также пришла поздравить и поддержать своего давнего друга Брендона Стоуна.
30 марта 2014
Лилия Виноградова на радио «Маяк»
Подробнее »28 февраля 2014
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Левон Оганезов: «Мы – работники невидимого фронта…»
Подробнее »
Серию передач Лилии Виноградовой «Концертмейстер. Мастер концерта», посвященную юбилейному концерту Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров завершают выступления молодых музыкантов и специальных гостей вечера, а зажигательный Левон Оганезов в самой умопомрачительной манере рассказывает о том, чем отличаются вокалисты по половому признаку, и почему с баритонами работать приятней всего…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4897/
9 февраля 2014
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Юбилейный концерт Гильдии пианистов-концертмейстеров
Подробнее »26 января 2014
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Вечер с трио: Йозеф Гайдн и Франц Шуберт
Подробнее »12 января 2014
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Концерт камерной музыки: Соната Прокофьева и романсы Рахманинова
Подробнее »
Лилия Виноградова вновь приглашает всех радиослушателей в Камерный зал Московской филармонии, где 21 октября 2013 года состоялся очередной концерт цикла «Концертмейстер. Мастер концерта». Участники вечера – сопрано Ольга Полторацкая, пианистка Татьяна Федосеева, скрипач Алексей Лундин и виолончелист Феликс Коробов – исполнили изысканную программу из произведений Прокофьева и Рахманинова…
Послушать программы: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4794/
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4795/
30 декабря 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". «Ночь музыки» в Московской филармонии
Подробнее »
5 октября в Москве впервые прошла общегородская акция – «Ночь музыки», участником которой стала и Московская филармония. В поздний час на сцене Камерного зала выступили молодые артисты – Кирилл Кравцов (скрипка), Андрей Усов (альт), Алексей Толстов (виолончель) и Вячеслав Грязнов (фортепиано), которые представили программу из сочинений классиков и романтиков…
Ведущая концерта – поэт и музыкант Лилия Виноградова предложила музыкантам и гостям вечера не только погрузится в необыкновенное ночное созерцание музыки, но и вместе поразмышлять о тонкостях профессии концертмейстера. Сегодня она представляет запись этого концерта в своей авторской программе «Концертмейстер. Мастер концерта».
Послушать программы http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4760/
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4761/
20 декабря 2013
Концертмейстер. Мастер концерта.
Подробнее »
С 30 сентября по 27 октября в Камерном зале Московской Филармонии прошла серия концертов из цикла «Концертмейстер. Мастер концерта». А 9 декабря состоялся завершающий гала-концерт, приуроченный к 10-ти летию Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров.
Ведущей этого цикла была Лилия Виноградова.
Видеозаписи концертов доступны тут: http://meloman.ru/webcasts/?hall=kamernyj-zal-filarmonii&q=концертмейстер
15 декабря 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Максим Пастер в Камерном зале Филармонии
Подробнее »
Автор и ведущая цикла радиопрограмм «Концертмейстер. Мастер концерта» Лилия Виноградова представляет необычную серию передач в формате музыкальной гостиной и приглашает всех в Камерный зал Московской филармонии…
Гостями первого вечера стали – солист Большого театра Максим Пастер (тенор) и дипломант международного конкурса концертмейстеров Людмила Бурова (фортепиано), исполнившие программу из произведений Чайковского, Булахова, Тости, русских и украинских народных песен.
Слушать программы: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4715/
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4735/
1 декабря 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Мария Бер: «Большую часть времени со своими студентами я занимаюсь внутренней работой…»
Подробнее »
В повторной беседе с Лилией Виноградовой старейший концертмейстер и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Мария Наумовна Бер рассказывает о своем преподавательском методе. Что играть, кого слушать, на что обращать внимание в работе – на эти и многие другие вопросы она отвечает в программе…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4698/
24 ноября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Ольга Соколова: «Балетный концертмейстер – это образ мышления...»
Подробнее »
О том, чем занимается концертмейстер балета, в беседе с Лилией Виноградовой рассказывает концертмейстер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и доцент кафедры хореографии Института современного искусства Ольга Соколова…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4681/
17 ноября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Мария и Ольга Бер: «Наша профессия априори творческая…»
Подробнее »
О ликах пианизма и концертмейстерского искусства Лилия Виноградова беседует с исполнительным директором Российской гильдии пианистов-концертмейстеров – пианисткой и педагогом Ольгой Бер и ее мамой – профессором РАМ им. Гнесиных Марией Наумовной Бер…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4669/
10 ноября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Александр Майкапар
Подробнее »30 октября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Лия Могилевская
Подробнее »25 октября 2013
«25+» Дмитрия Маликова
Подробнее »13 октября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Андрей Золотов: «Свиридов обожал своих певцов…»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой – известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России – Андрей Андреевич Золотов. Беседа посвящена теме: Георгий Свиридов – пианист и концертмейстер…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4557/
6 октября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Владимир Юрыгин-Клевке: «Я вышел из Большого театра другим человеком…»
Подробнее »29 сентября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Екатерина Мечетина и Евгений Стембольский: «Концертмейстер должен уметь перевоплощаться…»
Подробнее »22 сентября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Мария Баранкина и Алексей Мочалов: «Наше творчество переросло в семейную жизнь...»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой – пианистка, продюсер и организатор проектов в области музыки и оперного театра, генеральный директор Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров и генеральный продюсер «Агентства Музыкального Театра» Мария Баранкина и премьер Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского – народный артист России Алексей Мочалов. Вместе они образуют не только творческий, но и семейный дуэт…
Слушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4525/
15 сентября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Михаил Егиазарьян: «Моя мечта на сегодняшний день – найти своего певца…»
Подробнее »
О своем пути в концертмейстерство, судьбоносной встрече с Важей Чачавой и значении исполнительского опыта в беседе с Лилией Виноградовой рассказывает концертмейстер театра «Геликон-опера» – Михаил Егиазарьян…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4510/
8 сентября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Максим Венгеров: «В ансамбле я начал познавать музыку…»
Подробнее »1 сентября 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Лариса Габитова: «Концертмейстер – это симбиоз профессий…»
Подробнее »25 августа 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Тихон Хренников (младший): «Музыка меня захватила!..»
Подробнее »
Гость Лилии Виноградовой в студии радио «Орфей» – молодой, но чрезвычайно одаренный и современный музыкант – Тихон Хренников, абсолютный тезка и правнук легендарного советского композитора…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4453/
18 августа 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Евгения Кривицкая: «Высококлассные концертмейстеры всегда будут нарасхват…»
Подробнее »
Евгения Кривицкая – не только замечательная органистка, но и крупный музыкальный теоретик, доктор искусствоведения, автор монументального труда «История французской органной музыки», главный редактор журнала «Музыкальная жизнь». В беседе с Лилией Виноградовой она рассказал о том, почему без концертмейстера солисту никуда…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4444/
11 августа 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Андрей Золотов: «Я – просветитель…»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой – известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России, действительный член и вице-президент Российской академии художеств – Андрей Андреевич Золотов…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4430/
7 августа 2013
Песни на стихи Лилии Виноградовой на Церемонии Открытия Универсиады в Казани
Подробнее »4 августа 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Анна Скибински: «Мама – мой лучший концертмейстер!..»
Подробнее »
Анна Скибински – солистка La Scala, New York City Opera, Deutsche Oper Berlin и других крупнейших театров, считается одним из самых востребованных колоратурных сопрано в мире. Сегодня уже трудно поверить в то, что будущая звезда оперы начинала свою карьеру пианисткой. О том, как она перевоплощалась в певицу, и как менялось ее отношение к концертмейстерскому искусству, она рассказывает Лилии Виноградовой…
Слушаем программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4397/
28 июля 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Екатерина Ганелина: «В наше время все музыканты останутся без работы, если они не будут играть в ансамбле...»
Подробнее »
В студии радио «Орфей» – пианистка, бессменный концертмейстер Хиблы Герзмавы и преподаватель кафедры концертмейстерского искусства Московской консерватории – Екатерина Ганелина. О том, как получается идеальный ансамбль, она рассказала Лилии Виноградовой…
Послушать передачу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4382/
21 июля 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Ирина Селиванова и Максим Пурыжинский: «Необходимо заставить слушателя испытать какое-то чувство…»
Подробнее »
На этой неделе о мастерстве концертмейстера в программе Лилии Виноградовой размышляют участники известного фортепианного дуэта, лауреаты международных конкурсов – пианисты Ирина Селиванова и Максим Пурыжинский.
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4368/
14 июля 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Александр Бондурянский: «В ансамбле не бывает обязательного лидерства…»
Подробнее »
Этого пианиста хорошо знают любители камерно-инструментальной музыки. Бессменный участник «Московского трио», он уже много лет выступает в составе прославленного коллектива, завоевавшего широкую популярность и у нас в стране и за рубежом. Встречайте, в гостях у Лилии Виноградовой – профессор Московской консерватории Александр Бондурянский…
Слушаем программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4353/
7 июля 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Дмитрий Вдовин: «Наша самая большая проблема в том, что нигде нет никакой стратегии…»
Подробнее »
В студии радио «Орфей» представители Молодежной оперной программы Большого театра – ее художественный руководитель, известный вокальный педагог и менеджер Дмитрий Вдовин и ведущий пианист-репетитор Екатерина Вашерук. О том, чем сегодня необходимо обладать современному интернациональному музыканту, и почему идти в концертмейстеры это почетно, они рассказывают в беседе с Лилией Виноградовой.
Послушать передачу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4329/
30 июня 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Людмила Курицкая: «Играя с певцом, руки должны петь…»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой – авторитетный и очень опытный концертмейстер Людмила Васильевна Курицкая. О том, как становятся хорошими концертмейстерами, и чем ценна работа с певцами, она рассказывает в программе…
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4313/
23 июня 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Александр Вершинин и Денис Шаповалов: «Когда играешь, дышать нужно вместе…»
Подробнее »
Об искусстве творить в ансамбле размышляют знаменитые музыканты – виолончелист Денис Шаповалов и пианист Александр Вершинин, чей блистательный дуэт известен любителям музыки по всему миру. В этом году артисты отмечают пятнадцатилетие совместной творческой деятельности. О том, как уживаться вместе, и почему человеческие отношения важнее профессиональных качеств, они рассказывают в беседе с Лилией Виноградовой.
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4285/
16 июня 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Маквала Касрашвили: «После педагога по вокалу концертмейстер первый человек в жизни певца…»
Подробнее »
Выдающегося оперного концертмейстера Большого театра Лию Абрамовну Могилевскую вспоминает примадонна Большого театра, а ныне управляющая его оперной труппой – Народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
Послушать передачу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4274/
9 июня 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Всеволод Задерацкий: «Музыка ничего не значит, пока к ней не прикоснется исполнитель...»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой музыковед и видный музыкально-общественный деятель, главный редактор журнала «PianoФорум», доктор искусствоведения и профессор Московской консерватории – Всеволод Задерацкий.
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4255/
2 июня 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Елена Образцова: «Индивидуальность – главное, что есть в музыке»
Подробнее »
Гостья Лилии Виноградовой – великая артистка мировой и российской оперы, исключительно одаренная драматическая актриса, гордость нашего отечества – Елена Васильевна Образцова. Программа посвящена бессменному и любимому концертмейстеру певицы – выдающемуся Важе Чачаве.
Послушать программу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4216/
26 мая 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Татьяна Федосеева и Алексей Лундин: «Надо просто идти вместе…»
Подробнее »
В гостях у Лилии Виноградовой в студии радио «Орфей» известный музыкальный и семейный дуэт – заслуженный артист России, солист и первая скрипка камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин и его супруга – концертмейстер Московской консерватории Татьяна Федосеева. О том, что такое творить в ансамбле они знают не понаслышке.
Послушать передачу: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4193/
19 мая 2013
Радио "Орфей". Цикл программ "Мастер концерта". Итамар Голан: «Мы – рабы композитора…»
Подробнее »12 мая 2013
Радио "Орфей". Вторая программа цикла "Концертмейстер. Мастер концерта".Зураб Соткилава: «Певец и концертмейстер – это одно целое...»
Подробнее »5 мая 2013
Премьера авторской программы Лилии Виноградовой на радио «Орфей».
Подробнее »
Премьера авторской программы Лилии Виноградовой на радио «Орфей».
3 мая на радио «Орфей» стартовал новый цикл передач, который уже несколько месяцев готовила Лилия Виноградова вместе с известным музыкальным продюсером Марией Баранкиной, при участии продюсерского центра «ПРОФИ».
Программа будет выходить в эфир регулярно и расскажет обо всех тонкостях и нюансах профессии концертмейстера, которыми поделятся известные музыканты, представляющие различные стили и направления.
Гостями студии первой передачи стали известный концертмейстер и продюсер, директор Московского театра «Новая опера», а также основатель Арт-проекта «ТенорА ХХI века» Дмитрий Сибирцев, солист Большого театра и лауреат международных конкурсов Максим Пастер и солист Московского театра «Геликон-опера» Михаил Давыдов.
Ссылка для прослушивания передачи: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4169/
12 марта 2013
Тебе, единственной!
Подробнее »
3 марта в Киеве состоялся большой концерт под названием «Тебе, единственной!» в сопровождении симфонического оркестра, посвященный женщинам. Это ежегодный проект украинского певца Василия Лазаровича, в котором принимают участие артисты-мужчины из разных стран.
Они исполнили свои хиты, а также зрителей ждал сюрприз - премьера песни немецкого композитора Брендона Стоуна, написанная на стихи известной российской поэтессы Лилии Виноградовой в исполнении Василия Лазаровича. Написанная в стиле Classical crossover на итальянском языке, она обещает стать хитом не только в Украине и России, но и в других странах Европы.
Запись телеверсии с телеканала "Интер":
http://youtu.be/QPEM4PoSKkk
7 января 2013
Эклектика Лилии Виноградовой.
Подробнее »
Декабрьский номер городского журнала Eclectic издательского дома «АРТ-АЛЬЯНС», опубликовал интервью Лилии Виноградовой, которое сама поэтесса назвала «лучшим за последние несколько лет». Журналисту Юлии Смоляковой удалось не только задать острые вопросы, но и раскрыть внутренний мир собеседницы, предложив читателям настоящие «Признания поэтессы». Посетители сайта также могут познакомиться с полным текстом интервью [PDF].
1 ноября 2010
Журнал «Профиль». «Я выбираю...»
Подробнее »9 сентября 2010
Журнал «Ювелирное обозрение». «Драгоценное сияние звёзд».
Подробнее »5 апреля 2010
Журнал «Профиль». «Я выбираю...»
Подробнее »1 ноября 2009
Журнал «Italia». «Тройственный союз».
Подробнее »6 мая 2009
Газета «Вечерняя Москва». Лилия Виноградова: «За талант я могу простить все».
Подробнее »
Игорь Крутой и поэтесса Лилия Виноградова предложили Хворостовскому музыкальный эксперимент
– Лилия, вы воспитывались в эстрадно-музыкальной среде. В вашем доме бывали Давид Тухманов, Александр Градский, Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Юрий Маликов… Каковы воспоминания от детского общения с ними?
– В детстве я, действительно, с ними общалась, но самым близким в духовном плане человеком был для меня Микаэл Леонович Таривердиев. О нем я могу говорить часами. Хотя это не умаляет заслуг влияния на меня других талантливых друзей нашей семьи. Но если есть на свете понятие духовного отца – человека, который вкладывает в тебя душу, воспитывает в тебе, не побоюсь пафоса, моральноэтические, гражданские позиции, то таким отцом был для меня именно он. Все знают, какой это потрясающий, огромного таланта композитор, но, к сожалению, весь Таривердиев известен лишь неширокому кругу людей. Например, то, что он был очень спортивным человеком, чемпионом по водным лыжам, талантливым фотографом… Его фотографии побеждали на международных конкурсах в Америке, во Франции, их печатали известные фотожурналы. Я очень любила бывать у него дома, сидеть с ногами на диване и просто слушать и все впитывать, впитывать, впитывать… Он уделял мне огромное количество времени, брал с собой отдыхать, научил серфингу. И потеря этого человека для меня совершенно невосполнима.
– Вы работали с нашими известными эстрадными исполнителями – Ларисой Долиной, Ириной Отиевой, Александром Панайотовым… Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?
– С Ларисой Долиной мы очень быстро нашли общий язык. Саша Панайотов талантливо спел песню на мои итальянские стихи. Совершенно уникальные отношения сложились с Димой Маликовым, с которым мы дружим буквально с самого раннего детства – вместе прошли огонь, и воду, и медные трубы. Помню, как с Ирой Отиевой писали песню о Новом годе – грустную такую, совсем не праздничную песню, которую почему-то до сих пор любят очень многие люди.
Все, о ком я рассказываю, исключительно талантливы. А за талант я могу простить все на свете, недаром же говорят: что положено Ивану, не положено Петру. Это моя любимая поговорка. Вот, к примеру, Градский – я считаю его совершенно гениальным человеком, хотя в обычной жизни он очень непрост по характеру. Но гению можно все, я на этом категорически настаиваю! Люди могут быть равны только в гражданских правах.
– Почему вы уехали в Италию?
– Я, собственно, не уезжала в Италию, я просто 20 лет назад там осталась. Мы гастролировали там с новой группой, с которой я в то время сотрудничала в качестве автора текста и бэк-вокалистки. Мы выступали на ночных дискотеках на севере Италии, и хотя нас сопровождали два человека в погонах, мы решили там остаться. Это была нашумевшая, почти детективная история. Итальянцы тогда на русских ходили смотреть, как на марсиан. И в то время там не было никакой структуры и культуры приема иностранцев, как, к примеру, в Америке. Сегодня там огромное количество русских, но это уже другой народ и другая эмиграция. А тогда нужно было рассчитывать только на себя, както самому выживать.
– И как вы выживали?
– Мне был 21 год, и в прикладном плане делать я ничего не умела, даже яйца не могла пожарить. Чем зарабатывать на жизнь? Было два пути: либо в проститутки, либо в уборщицы. Я пошла в уборщицы. Хотелось, конечно, утопиться в том туалете, который мыла.
Но гордость не позволила расписаться в собственной беспомощности и попроситься обратно к маме. А потом сложилось так, что одно агентство иностранных переводов искало французских переводчиков.
А я итальянского не знала совсем (кроме музыкальных терминов, которые известны всем музыкантам), зато у меня был хороший французский, так как я закончила одну из лучших в Москве французских школ. Меня спросили, разбираюсь ли я в холодильниках. Я подумала, ну что такого сложного может быть в холодильниках, и ответила, что, конечно, разбираюсь. И получила большой контракт на фирме, производящей холодильники «Стинол», которые сейчас стоят во многих домах.
– А как вам удалось выучить итальянский – так хорошо, что вы даже пишите на нем стихи и прозу?
– Сначала читала с утра до вечера итальянские газеты, смотрела телепередачи. Никаких языковых курсов для эмигрантов тогда не было. Потом, уже будучи итальянской гражданкой, я окончила Миланский государственный университет, отделение современных иностранных языков и литературы. Но все это было потом. А сначала я четко поняла: надо забыть, что я русскоговорящий человек. И стала читать по-русски только русскую классику и кое-какие книжки моих московских друзей, к примеру, Димы Липскерова, который только начал печататься. Все остальное я читала только по-итальянски. Покупала газеты и прочитывала их от корки до корки, тупо смотрела телевизор – детские передачи, спортивные новости, последние сводки с полей… Абсолютно все. Я считаю, что надо хорошо, грамотно говорить на любом языке. И если человек безграмотно говорит на родном языке, у него никогда не будет хорошего иностранного. Это по определению невозможно..
– Если не брать коммерческую сторону вопроса, вам сейчас где интереснее печататься – в Италии или у нас в России?
– Мне и там и здесь интересно, потому что я живу в двух параллельных, равнозначных измерениях. Я родилась и выросла в Москве, этот город – часть меня самой, я не могу без него жить и очень его люблю. И, безусловно, мне хочется, чтобы меня читал русский читатель.
Но, с другой стороны, на севере Италии я живу уже 20 лет – половину сознательной жизни. И итальянский язык уже вошел в мою плоть и кровь, стал для меня так же важен, как и русский, поэтому писать и издаваться на итальянском мне тоже интересно. Кстати, а почему вы не хотите поговорить о коммерческой стороне вопроса?
– Хорошо, давайте поговорим.
– У нас сейчас все встало с ног на голову – если раньше поэт в России был больше, чем поэт, то сегодня ему нужно самому заплатить, чтобы издали его стихи. Евгению Борисовичу Рейну в одном издательстве предложили напечататься… всего за 500 долларов. То есть чтобы он им заплатил эти деньги. А это, между прочим, живой классик, человек, которого Бродский называл своим учителем. Понимаете, так не может, не должно быть. Вот если Вася Пупкин хочет издаться за свой счет, чтобы потом дарить свои книжки родственникам и знакомым, то пожалуйста, на здоровье. Но есть же какие-то безоговорочные авторитеты в литературе. И есть совсем молодые, но гениальные ребята, которые живут в провинции и вообще никому не нужны. Как им пробиться к читателю? Разве что через Интернет.
– А в Италии не так?
– Не так. Там, конечно, тоже можно печататься за свои деньги, но если ты как автор интересен, то вполне можно жить исключительно литературным трудом.
– На каком языке вам легче писать?
– Сейчас уже мне все равно. И в моем последнем проекте 99% текстового материала, который я написала на итальянском и французском языках, а на русском – всего лишь одно произведение.
– Расскажите поподробнее, что это за проект.
– Два года назад мне позвонил Игорь Крутой и предложил сотрудничество. Его музыка, мои тексты и стихи плюс голос Дмитрия Хворостовского. Идея всего проекта такова: человек – это самое интересное, что есть на земле и в космосе. Кроме человека, нет вообще ничего. Это целая вселенная, вмещающая в себя колоссальный спектр чувств, переживаний, мыслей... Человек – это Солнце, Луна, Земля и звезды. Как у Леонардо да Винчи. И в рамках этого проекта наш лирический герой переживает всю гамму чувств и эмоций, связанных с рождением, смертью, разлукой, любовью, радостью бытия, наслаждением природой, иронией, фарсом…
Проект «Дежа Вю» меня захватил целиком и полностью. В какой-то момент я поняла, что ни о чем другом в профессиональном и творческом смысле просто не могу думать.
В ноябре он будет представлен в Кремлевском дворце оперным моношоу, а потом и на других площадках всего мира. Хворостовский выступит в нем не только как певец, но и как драматический актер, чтец…
– Лилия, что вам нравится и что не нравится в сегодняшней Москве, куда вы приезжаете уже все-таки как гостья?
– Нравится безумный ритм этого города, безграничные возможности, которые он дает каждому, – здесь любой человек может реализоваться. Нравятся открытые всю ночь рестораны и магазины, то, что всегда можно вкусно поесть.
Не нравятся неприлично высокие цены, экология и, конечно, пробки на дорогах. А еще не очень нравятся новые люди, заселившие и заселяющие город. Старые москвичи, увы, умирают…
Досье «ВМ»
Поэт и переводчик Лилия Виноградова родилась в Москве.
Окончила Музыкальное училище им. Гнесиных, затем поступила в Литинститут им. Горького на отделении поэзии.
C 1989 года живет в Италии. Окончила Миланский государственный университет.
Работала переводчиком, открыла собственное агентство переводов.
Сейчас работает над масштабным литературно-музыкальным проектом «Дежа Вю», в котором участвуют Игорь Крутой, Дмитрий Хворостовский, Большой и Камерный симфонические оркестры и Большой академический хор Академии им. Попова.
Лилия замужем за итальянским мотогонщиком, воспитывает дочь, в доме на озере Комо квасит капусту и печет пироги, потчуя друзей экзотическими блюдами русской кухни.
Автор: Ирина Орловская
Источник: http://www.vmdaily.ru/article/76682.html
7 июля 2006
«Литературная газета». Лилия Виноградова: «О черных воронах».
Подробнее »
NN
O чёрных воронах на белом снегу,
О том, что оставить тебя не могу,
О том, что краснеет в углу чемодан,
О том, что бессмысленны подвиг и план,
О том, как случайно меня повстречал,
О том, как мучительно в трубку молчал,
О пробках, о долге, о правде и лжи,
О том, как в руке чёрный кофе дрожит,
О карих – в зелёные блики – глазах,
О том, как в любви растворяется страх,
Про север и юг, самолёт набекрень,
Про я умираю и завтрашний день,
Что дёгтем и мёдом течёт по губам,
О том, как ты дышишь со мной пополам,
О нас, о тебе, обо мне мимо нот
Без слуха и голоса время споёт.
* * *
В плену у воркующей пошлости
Под милый рождественский гул
Заманчивые оплошности
Сменяют любви караул.
Гремят колотушкой компьютера,
Обходят дозором мечты,
Как всё у меня запутано
И как недоступен ты.
Бесстрашие – это отчаянье.
Бесстрастие – это тоска.
По клавишам получай меня
Шифрованную свысока.
Как снег на Москву декабрьский
Завравшуюся – получай.
И снова рифмую дьявольский
Припевчик «...ля-ля, не скучай...».
* * *
Сквозь безответственность разлуки
И безнаказанность версты
К тебе протягиваю руки
Из стопудовой пустоты.
Я от ответа до привета
Стежок к стежку кладу слова.
Со мной тебе не надо света,
Ведь я пока ещё жива.
* * *
Там дом из песка и тумана,
Где ветер писал курсивом
На серо-сиреневых стенах,
А тени влюблённых тел
Смеялись на шатких ступенях –
Небрежные шалости ливня,
Прибрежная соль обещаний
И приторный привкус зла.
Когда у змеи неудача,
Она нападает первой.
В сандалиях мы по джунглям
Гуляли – чушь, пустяки.
Как в детстве хочу за картинку,
Калитку. Коричневый крекер
Сжимает моя отрада
В такой не твоей руке.
* * *
Когда исчезнут небо и земля,
Я полечу среди слепых капустниц
Из баснословно злого февраля
В удушие проклятой глупой грусти.
Я повторю, мол, больше никогда
Не перетечь в земное притяженье,
Мол, не узнает белая вода
Щемящего, родного отраженья.
Чего ещё? Естественно легко
Лететь туда, где предопределенье,
Где счастья нет. Но между берегов
Есть озеро обиды и сомненья.
А если вдруг?.. Иллюзий мотыльки
Ночные умирают на рассвете.
Чужое солнце жадные клыки
Вонзает в горло. Боже мой, как дети
Во взрослых играх путаемся вновь,
И притворяясь, лезем вон из кожи.
Скажи мне, если это не любовь,
То что же это?! Что же?
Что же? Что же?..
* * *
Как волоски, что падают под бритвой,
Как девочка, боящаяся снов,
Стою одна на новом поле битвы
Среди осколков песен и обнов.
Пока на мамин остров Афродиты
Скрипя со скуки падает луна,
Ты вдруг поймёшь, что мы ещё не квиты,
А я по всем делениям – одна.
На шесть восьмых и «ну же, из-за такта!»
Возьми дыханье, и увидишь сам,
Что всё у нас получится. Вот так-то...
...поскольку жизнь глупа не по годам.
Лилия Виноградова родилась в Москве. Училась в Гнесинке, в Литературном институте им. Горького (семинар Е. Винокурова). Печаталась в российской периодике, в альманахах «Истоки» и «Латинский квартал». С 16 лет сочиняет тексты песен для многих известных исполнителей, в том числе для Дмитрия Маликова, с которым её связывает личная и творческая дружба.
С 1989 года живёт в Италии. Окончила Миланский государственный университет по специальности «Французская и русская литература». Дипломную работу посвятила творчеству И. Бродского.
Последняя книга стихов «Живая ртуть» вышла в издательстве «Вагриус».
Источник: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg272006/Polosy/7_5.htm
4 декабря 2003
«Независимая газета EX LIBRIS». «Расстроенное детством пианино».
Подробнее »
Лилия Виноградова. Живая ртуть. - М.: Вагриус, 2003, 89 с.
Лилия Виноградова - имя, лично для меня в современной поэзии новое. Имя, как-то удивительно - замечу на полях - свежо, зелено, растительно звучащее. Не всякий даже псевдоним столь выразительно подчеркивает параллель лирики с цветочно-ягодным хмелем плодоносящей природы… Поэтесса и сама видит свой мир в растительном единстве, где, например, "глаза-озера" - это не метафора, а именно полноценный вариант летнего водоема: "И голый загорелый мальчик мой / …спит, запахнув зеленые озера, / рукой откинув занавес льняной…"
Книжку не столько юной (ей за тридцать), сколько неустоявшейся и не уставшей в каждой строфе дебютировать поэтессы открывает преамбула Евгения Рейна. Преамбула, по-настоящему щедрая и - поверх рациональных барьеров - обнадеживающая. "По жилам этих стихов струится подлинная лирическая кровь. Мир поэта напряженно трагичен и - парадоксально в этой ситуации - максимально естественен. Стихи Лилии Виноградовой опираются на исповедальные традиции, исторически свойственные русской литературе. Не все они шедевры, но всякая строка в них говорит и отвечает сама за себя. Здесь присутствует и таинство исповеди, и голос античной сивиллы…"
Я с Рейном абсолютно согласна. Но не без педагогической вредности добавлю в бочку меда ложку-другую, надеюсь, что целебного дегтя. Итак…
Если взглянуть на лирические исповеди и молитвы Виноградовой с полной строгостью, то мы обнаружим в них огромное и не всегда (при том, что жест независимо-мощный) преодоленное влияние Цветаевой и Бродского - порою вплоть до ритмических калек. Это во-первых. И, во-вторых, мы упремся в принципиальную детскость, которая хороша и прелестна, пока не перерастает в застывшее амплуа, - а подобное амплуа грозит малопривлекательной перспективой стать постепенно этакой немолодой травести.
Поэтесса знает это сама - и формулирует бытийную угрозу очень даже мужественно: "Две колонки: слева "за", а справа - "против". / И выходит, весь мой опыт - детский лепет". Опаска потонуть в принципиальной инфантильности сказывается у Виноградовой и в самопародийном изобилии сказочных образов, игр, игрушек, и в постоянном поглощении всяких конфеток, "Кара-Кумов" и "Коровок", и в символической оговорке - "расстроенное детством пианино", и в абсолютно трезвом автошарже:
…То матерок, то Шуман,
то Верлен,
Распущенность, скандал
и инфантильность,
Накаченная мрачная
субтильность
Все мечется и мечется меж
стен.
Инфантильность, скажу я вам, это ведь тоже творческая проблема. Это тоже особый случай. Это тоже характер, в коем скрывается и консерватизм (нежелание и неумение оставить возраст, потрясший нас грандиозными открытиями), и неспособность, отважно сменив позицию, сделаться старшей сестрою по отношению к подросшему чужому детству, и робость… И даже, кстати, своя поколенческая типичность.
Лилия Виноградова выражает весь этот прототипический "букет" полно и трепетно. Но неужто перед нами единственный - первый и последний - акт лирической драмы?
Нет, нет, нет. Верю одаренной поэтессе, когда она говорит, что, дескать, "ангел мой поет издалека", - доверяю (ей слышней!) и оптимистически предполагаю, что великий ангел русской речи заманит Лилию Виноградову на новые витки возраста, роста, смысла и замысла. Ведь как писала ее великая предтеча, "поэт издалека заводит речь - поэта далеко заводит речь".
Только далеко - иначе не стоило затеваться.
Источник: http://exlibris.ng.ru/lit/2003-12-04/4_piano.html
| |