Лилия Виноградова о Проекте ДЕЖАВЮ.

Значение Проекта «Дежавю» для меня совершенно невозможно переоценить. Мне сложно говорить о нём без слов, которые могут быть расценены, как пафосные. Меж тем, каждое высокое слово в данном случае абсолютно уместно. Потому что он для меня явился судьбоносным делом. Которое заняло два года моей жизни. То есть, два года моей жизни были тотальны. Стопроцентно абсолютно. Денно и нощно, мыслью, душой, всем своим опытом и какими-то профессиональными навыками, мастерством. Всё это было, так скажем, «вгрохано» в этот проект. И – самое главное – с огромным удовольствием. При этом, ни тени самозаставления, всё это было сделано с огромным наслаждением, с огромной отдачей.

Проект дал мне колоссальную возможность самореализоваться в свободном режиме. Я была там, как рыба в воде, и чувствовала себя свободной. И этот проект отличается от всех остальных моих работ в музыкальном мире тем, что законы жанра надо мной не довлели. Я сама выбирала тему, я сама выбирала эмоции, я сама выбирала концепцию. Я сама выбирала философское, если хотите, культурологическое наполнение тех слов, которые я написала на эту музыку. И никто мне ничего не диктовал. Вот эта свобода, ощущение полной свободы и зависимости только от профессиональных рамок. Элементарные законы ритмики стихосложения и законы музыкальных форм – ничто больше надо мной не довлело. И для творческого человека ничего важнее, чем свобода самовыражения. Важнее этого ничего нет на свете. Это самое большое счастье для творческого человека. С одной стороны, ты ангажирован, с другой стороны, ты сам себе хозяин. Ты свободен. Проект «Дежавю» дал мне вот это абсолютное ощущение свободы. И такой «кромешной» самореализации.

И за это, конечно, я очень благодарна, во-первых, композитору Игорю Крутому, который, собственно, является отцом-основателем этого проекта. Идея принадлежит ему. Именно Игорь Крутой соединил нас всех под крышей своих идей. И, конечно же, я благодарна нашему исполнителю Дмитрию Хворостовскому, который из моих слов сделал Действо. Сделал живущее, реально звучащие Чувство и Мысли. Он озвучил то, что я написала. И стихи росли из музыки, потому что всё – подтекстовки. Я очень много работала. Я работала на студии, я работала с саунд-продюсерами, я работала со звуком. Многой идей принадлежит лично мне. Я не то чтобы этим горжусь, я горжусь этим ровно также, как горжусь своей дочерью. Я родила этого ребёнка, воспитала, я вложила в него нечто своё. Точно так же я горжусь проектом «Дежавю». Проект, безусловно является продуктом и результатом сотворчества трех творческих единиц. Это – композитор Игорь Крутой, певец Дмитрий Хворостовский и я, поэт и автор словесного наполнения этого пространства. Потому что пространство, тут оно такое, русская широта, я бы сказала, есть в этом пространстве. Потому что, несмотря на наличие текстов на иностранных языках, это – русский проект всё равно. И это мне тоже очень дорого. И поэтому я предложила сделать несколько произведений на русском языке. Потому что иначе было бы нелепо и странно. Три человека, рожденных и вскормленных Россией, потому что мы, безусловно, родились в этой стране, мы ней выросли, мы получили в ней профессиональные навыки, азы и так далее. И поэтому избежать русского языка было бы даже просто предательством. Потому что это наше родное. Мы были втроём – и это был счастливый триумвират. И мы существовали вместе, подпитывая друг друга, и заряжаясь друг от друга, и подсказывая что-то друг другу. И жили в таком творческом и человеческом чудесном симбиозе на протяжении всех этих лет создания проекта.

Невозможно было бы говорить об этом проекте и его успехе, не упомянув ещё нескольких имен и фамилий. Это, прежде всего, режиссер Алексей Сеченов. Который воплотил наш замысел сценически. Он придал этому проекту вид спектакля. Он взял мои идеи, взял музыку Игоря Крутого, взял величайшего артиста современности Дмитрия Хворостовского – и поставил всё это на сцену, обрамил определёнными декорациями, обрамил определённым, на мой взгляд, совершенно удивительным, тонко и верно подмеченным, видеорядом. Очень талантливо реализованным видеорядом. Потрясающая световая работа. В спектакле применяются воздушные инсталляции, плывущие на канатике подвешенные фигуры – он открыл проекту новое пространство. Алексей Сеченов, будучи режиссёром-постановщиком этого, я бы сказала, не концерта, а спектакля, дал сценическую оправу. Я скажу больше, мне, как автору текстового корпуса этого проекта, Алексей Сеченов очень помог. Одна из его идей – это четыре поэтические интродукции, четыре вступления к четырём главам «Книги жизни», которые я написала отдельно от музыкальной части проекта. И эти интродукции я написала после очень внимательного и вдумчивого разговора с Алексеем. А он, в свою очередь, до сих пор утверждает, что его сценарий целиком и полностью произрастает из моих слов. И это тоже взаимопроникновение творческих начал. И начало просто человеческой дружбы, которая родилась из совместной, очень кропотливой работы. И теперь Алексей Сеченов – один из самых близких и дорогих мне друзей и единомышленников по жизни, очень талантливый человек, спасибо ему большое.

Нельзя не сказать о Константине Орбеляне, который стал дирижером симфонического оркестра и Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Константин Орбелян – тончайший музыкант, прекрасный дирижер, очень хороший профессиональный пианист. И совершенно удивительный человек. Это человек–праздник. Есть люди, которые тождественны понятию «конфликт». А Константин тождественен таким понятиям, как «мир», «солнце», «дружба», «всеобщее взаимопонимание» и (просто какая-то тотальная) «бесконфликтность». Поэтому Константин зачастую вносил свою солнечность в такую, скажем, «переперчённую» атмосферу работы над проектом. Такой абсолютно безмятежный, но, вместе с тем, колоссальной работоспособности, роботообразного трудолюбия человек. Я прекрасно помню записи оркестра на Мосфильме, которые длились какие-то нечеловеческие часы. И он работал так, как будто пять секунд назад вышел из душа. А у него – уже пятую смену шли записи отдельно гобоя, арфы или симфонического оркестра в полном составе. Значение этих людей, конечно, невозможно переоценить. И этот проект помимо творческих впечатлений и творческого удовлетворения, принёс в мою жизнь потрясающих друзей, которых я безмерно люблю и уважаю, которые на сегодняшний момент ежедневно присутствуют в моей жизни в качестве просто очень близких и родных мне людей.